Экспериментальный роман (статья и сборник Э. Золя)

 

В 1879 г. в «Парижских письмах» Эмиля Золя (Zola, 1840–1902), публиковавшихся в «Вестнике Европы» (№ 9), впервые была изложена теория экспериментального романа, с которой французский читатель познакомился лишь в 1880 г. по статье Золя «Экспериментальный роман» («Le Roman exp?rimental», 1880), вошедшей в одноименный сборник. Теория экспериментального романа составила важный раздел эстетики натурализма.

В статье Золя обосновал уподобление художественного метода методу научному: «Прежде всего напрашивается следующий вопрос: воз­можен ли эксперимент в литературе? Ведь до сих пор в ней при­менялось только наблюдение.

<…> Я не имею возможности следовать за Клодом Бернаром в его разборе различных определений эксперимента и наблюдения, существовавших до сего времени. Как я уже говорил, он прихо­дит к заключению, что, по сути дела, эксперимент есть сознательно вызванное наблюдение. <…> В общем, можно сказать, что наблюдение «показывает», а эксперимент «учит».

Ну что ж, обратившись к роману, мы и тут увидим, что рома­нист является и наблюдателем и экспериментатором. В качество наблюдателя он изображает факты такими, какими он наблюдал их, устанавливает отправную точку, находит твердую почву, на которой будут действовать его персонажи и развертываться собы­тия. Затем он становится экспериментатором и производит экспе­римент — то есть приводит в движение действующие лица в рам­ках того или иного произведения, показывая, что последователь­ность событий в нем будет именно такая, какую требует логика изучаемых явлений. <…> Конечная цель — познание человека, научное познание его как отдельного индивидуума и как члена общества. <…>

Нам, писателям-натуралистам, бросают нелепый упрек — буд­то мы хотим быть только фотографами. Никто не слушает наших утверждений, что мы принимаем в расчет и темперамент, и дру­гие проявления личности человека, нам продолжают приводить в ответ дурацкие доводы, говорят о невозможности рисовать точ­нейшим образом действительность и о необходимости «аранжиро­вать» факты, чтобы создать хоть сколько-нибудь художественное произведение. Ну что ж, примените в романе экспериментальный метод, и все разногласия исчезнут. Идея эксперимента влечет за собой идею модификации. Мы исходим из подлинных фактов, действительность — вот наша несокрушимая основа; но чтобы по­казать механизм фактов, нам нужно вызывать и направлять яв­ления, и тут мы даем волю своей творческой фантазии.

<…> Не решаясь формулировать законы, я все же полагаю, что наследственность оказывает большое влияние на интеллект и страсти человека. Я придаю также важное значение среде. <…> Человек существует не в одиночку, он живет в обществе, в со­циальной среде, и мы, романисты, должны помнить, что эта со­циальная среда непрестанно воздействует на происходящие в ней явления. Главная задача писателя как раз и состоит в изучении взаимного воздействия — общества на индивидуум и индивидуума на общество».

В своих романах Золя преодолевал рамки теории экспериментального романа, внося значительный вклад не только в развитие натурализма, но и углубление ряда сторон реализма рубежа XIX–XX века.

Текст: в рус. пер. — Собр. соч.: В 26 т. М., 1966. Т. 24.

Лит.: Ferdas В. La physiologie exp?rimentale et le roman exp?rimental. Claude Bernard et E. Zola. P., 1881.

Вл. А. Луков

Этапы литературного процесса: Рубеж XIX–XX веков. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Натурализм. — Произведения и герои: Произведения. — Историко-культурный контекст: Культура.

 

разработка приложений для android стоимость в Санкт-Петербурге