Доде Альфонс

Альфонс Доде (Daudet, 13.05.1840, Ним, — 17.12.1897, Париж) — наиболее значительный представитель сатирико-юмористической линии французского реализма рубежа XIX–XX веков.

Родина Доде — Прованс, который в середине XIX века был одной из самых отсталых французских провинций, где еще сохраняется патриархальный уклад жизни. Однако этот край и тогда был отмечен своеобразием, о котором писал Э. Золя в очерке о Доде: «Надо знать Прованс, чтобы понять оригинальную прелесть поэтов, посылаемых им к нам. Они вырастают там, среди тмина и лаванды, полугасконцами, полуитальянцами, убаюкиваемые ленивыми гре­зами и пленительной ложью. У них в крови солнце, а в голове песни птиц. Они являются в Париж, чтобы завоевать его, с такой наивной смелостью, что это одно уже наполовину обес­печивает за ними успех… В неумолимой парижской среде, истирающей характеры, точно жернов, они остаются самими собой, сохраняют характер родины, впечатлительность натуры и картинность языка, по которой их всегда отличишь от других. Это — природные поэты, и в сердце у них всегда живут песни родины». Именно таким человеком Золя считал Доде, добавляя при этом: «Я представляю себе, что все волшебницы собрались вокруг его колыбели и каждая наделила его каким-нибудь редким даром; одна по­дарила ему изящество; другая — красоту; третья — улыбку, привлекающую любовь; четвер­тая — чувство, обеспечивающее успех. И удивительнее всего то, что злая волшебница — та, которая обыкновенно является последней, с целью парализовать все драгоценные дары других каким-нибудь дрянным подарком, до того запоздала на этот раз, что совсем не появилась».

Предки писателя были крестьянами, но родители относились уже к буржуазной среде. Его отец, владелец фабрики по производству шелка, был всецело занят обогащением. Мать была набожной женщиной, проводившей день в молитвах и не слишком заботившейся о воспита­нии сына. Альфонс был предоставлен самому себе и все время проводил на фабрике или в огромном саду, который отделял ее от родительского дома. Фабрика была построена на самой окраине города, за ней начинались крестьянские поля, просторы Прованса. Революция 1848 г. всколыхнула даже самые отдаленные уголки страны. Патриархаль­ность Прованса начинает отступать под натиском капитализма с его духом наживы. Обостряет­ся капиталистическая конкуренция, в результате чего многие мелкие предприниматели разо­ряются, и среди них отец Альфонса Доде. Обедневшее семейство переезжает в город Лион, где по окончании лицея шестнадцатилетний Альфонс поступает служить воспитателем в кол­леж для детей местных богатеев.

Через год, бросив работу в коллеже, расставшись с семьей, Доде отправляется искать счастья в Париже. Выпустив сборник стихов «Возлюбленные» («Les Amoureuses», 1858), он с грустью осознал, что мода на изящество чувств, окрашенных легкой иронией, прошла и что литературным трудом ему не просуществовать. Блеск светских салонов оказался фальшивым, артистическая богема — разрушительной для истинного искусства. В сером, унылом Париже блистающим предстал Прованс, весь сотканный из солнечного света и поэзии. Фабрика, платаны, весь пейзаж Прованса — эти первые жизненные впечатления навсегда остались в памяти писателя, и, живя в Париже, он грустил по ним, как по живым существам.

Крупное достижение Доде — роман «Малыш» («Le Petit Chose», 1868), который считается первым большим произведением о детях во французской литературе. В романе Доде описал испытанное им горькое чувство разочарования от знакомства с системой воспитания, при которой страх соседствует с жестокостью, подозрительность с лицемерием, человечность преследуется, буржуазные сынки вырастают истинными наследниками своих алчных родителей.

Известность приходит к Доде в следующем году, когда была напечатана его кни­га «Письма с моей мельницы» («Lettres de mon moulin», 1869) — цикл рассказов, очерков, зарисовок жизни Прованса — родного края писателя, печатавшихся в газетах с 1866–1868 гг. Здесь впервые проявляется индивидуаль­ная его манера, в которой лиризм соединяется с мягкой иронией, юмором.

Книга «Письма с моей мельницы» стала необходимым этапом в создании романов о Тартарене. В Провансе начинается действие самого известного произведения До­де — трилогия о «великом охотнике» Тартарене («Необычайные приключения Тартарена из Тараскона» — «Aventures prodigieuses de Tartarin de Tarascon», 1872; «Тартарен в Альпах» — «Tartarin sur les Alpes», 1885; «Порт Тараскон» — «Port-Tarascon», 1890). Образ хвастуна и фразера Тартарена из Тараскона, в котором сочетаются добродушное подшучивание над любовью провансальцев к преувеличениям и фантазиям с язвительной насмешкой над мещанством, лжегероизмом, пустозвонством, высоко ценил А. М. Горький.

Доде был плодовитым писателем. Он создал несколько сборников рассказов, пьесы («Арлезианка» — «L’Arl?sienne», 1872; и др.), романы, среди которых — «Фромон-младший и Рислер-старший» («Fromont jeune et Risler a?n?», 1874), «Джек» («Jack», 1876), «Набоб» («Le Nabab», 1878), «Сафо» («Sapho», 1888), «Бессмертный» («L’Immortel», 1888). В ряде произведений Доде изобразил тяжелый труд рабочих. В романе «Джек» есть незабываемая сцена погрузки на судно только что сделанной на заводе гигантской сверкающей машины, вызывающей у рабочих восторженную гордость за дело свои рук. Но слышится душераздирающий крик: тросами перерезало рабочего, — и многие испытывают чувство суеверного страха перед метал­лическим чудовищем, уносящим человеческую жизнь.

Писателю далеко до критического пафоса Э. Золя. Но он шел своим собственным путем. В эпоху широкого влияния натурализма на критический реализм второй поло­вины XIX века Доде противопоставлял требованию «объективности», фотогра­фической точности широту обобщения, вымысел, лиризм, юмор, переходящий в сатиру, и сатиру, переходящую в юмор.

Доде (вместе с Энником) было поручено по завещанию Эдмона де Гонкура (1896, реализуя желание ранее умершего Жюля де Гонкура) провести работу по учреждению Гонкуровской академии, ежегодно присуждающей  Гонкуровскую премию «за творческое открытие в прозе, появившейся в текущем году». Из-за юридических споров с наследниками Гонкуров учреждение академии и премии задержалось, смерть помешала Доде занять место в академии (это место перешло его сыну — Леону Доде, известному писателю, журналисту националистического толка). Но он по-прежнему почитается как один из основателей академии и премии

Соч.: Oeuvres compl?tes illustr?es, t. 1–20. P., 1929–1931; в рус. пер. — Собр. соч.: В 7 т. М., 1965; Короли в изгнании. Сафо. М., 1984; Тартарен из Тараскона. Бессмертный. М., 1980; Малыш. Письма с мельницы. Письма к отсутствующему. Рассказы по понедельникам. М., 1987.

Лит.: Золя Э. Альфонс Доде // Золя Э. Собр. соч.: В 26 т. М., 1966. Т. 25; Пузиков А. И. Альфонс Доде и реалистические традиции // Пузиков А. И. Портреты французских писателей. М., 1967; Луков Вл. А. Альфонс Доде и его «Письма с мельницы» // Доде А. Письма с мельницы: Рассказы. М., 1987; Потапова З. М. Альфонс Доде // История всемирной литературы: в 9 т. Т. 7. М., 1991;    Митропольская Е.  Доде  // Зарубежные писатели. Т. 1. М., 2003; Ерофеева Н. Е. Доде // Новая Российская Энциклопедия. Т. 5 (2). М., 2008. С. 374; Dobie G.-V. A. Daudet. L., 1949; Bornecque J.-H. Les ann?es d’apprentissage d’A. Daudet. P., 1951; Sachs М. The career of A. Daudet. Camb. (Mass.), 1965; Mantoux C. Alphonse Daudet et la souffrance humain. P., 1971; Roche A. V. Alphonse Daudet. N. Y., 1976; Andry M. Alphonse Daudet, la boh?me et l’amour. P., 1985.

Вл. А. Луков

Этапы литературного процесса: Рубеж XIX–XX веков. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Реализм. — Персоналии: Французские писатели, литераторы.