Деньги (роман Э. Золя)

Роман «Деньги» (1891) входит в романный цикл «Ругон-Маккары» французского писателя Эмиля Золя (1840–1902). В романе представлена исто­рия возвышения и падения Аристида Саккара и его «Всемирного банка». Писатель продолжает раз­мышлять над проблемами социального переуст­ройства, затронутыми им в романе «Жерминаль».

Анализируя значение и роль денег в совре­менном ему обществе, 3оля видит в них как созида­тельное, так и разрушительное начало. Эта мысль о двойственной природе денег воплощена в образе-символе «Всемирного банка», здание которого похоже одновременно и на величествен­ный храм, и на кафешантан. Являясь залогом и двигателем социального прогресса, деньги вместе с тем оказывают гибельное воздействие на личность, приводят к разрушению семейных уз, убивают любовь, отравляют искусство и со­знание человека. Крушение «Всемирного банка» Саккара приносит неисчислимые бедствия тыся­чам акционеров, рушатся человеческие судьбы (разорены Можандры, кончает жизнь самоубий­ством Мазо, дочь уходит от отца и т. д.).

3оля рассматривает в романе несколько путей преодоления разрушительного влияния денег на человека, но точного и однозначного ответа на поставленный вопрос не находит.

Чрезвычайно многогранен в романе образ крупного дельца и финансиста Аристида Сакка­ра. Ему присущи энергия, деловая хватка, способность рисковать, душевная широта. Но любуясь кипучей деятельностью и масштабностью своего героя, нового типа буржуа, пришедшего на смену ростовщикам гобсекам, Золя возлагает на него ответственность за многочисленные человеческие трагедии.

Лит.: Пузиков А. И. Эмиль Золя. Очерк творчества. М., 1961; Лещинская Г. И. Эмиль Золя: Библиографический указатель русских переводов и критической литературы на русском языке, 1865?1974. М., 1975; Mitterand H. Zola: la v?rit? en marche. P., [1995].

В. П. Трыков

Этапы литературного процесса: Рубеж XIX–XX веков. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Натурализм. — Произведения и герои: Произведения.

 

 

памятники архитектуры чернигова