Декаданс

Декаданс (от франц. d?cadence — упадок, разложение) — тип мировосприятия, комплекс умонастроений, сложившийся в конце XIX века,  для которого характерны болезненная чувствительность, душевная усталость и апатия, крайний индивидуализм и пессимизм, стремление убежать от действительности.

Истоки декаданса — в культуре и литературе  середины — второй половины XIX века.  Около 1850 г. в Западной Европе появляются многочисленные статьи о декадансе, возникает мода на упадочнические эпохи. Предтечами декаданса по праву считают французских писателей Теофиля Готье с его теорией «искусства для искусства», Шарля Бодлера, давшего в своем стихотворном сборнике «Цветы зла» (1857) образец декадентского стиля, братьев Гонкур с их обостренной чувствительностью и тонкой восприимчивостью, английских писателей-прерафаэлитов               (Д. Г. Россети, Х. Россети и др. ), в творчестве которых причудливо переплетается мистика и эротика.  Философскими предпосылками декаданса стали философия немецких мыслителей Артура Шопенгауэра, Фридриха Ницше и французского философа Анри Бергсона.

В 1869 г. Т. Готье пишет предисловие к сборнику Ш. Бодлера «Цветы зла», в котором характеризует поэтическую манеру Бодлера как «стиль декаданса», «стиль изобретательный, сложный, искусственный, полный  изысканных оттенков, раздвигающий границы языка, пользующийся всевозможными техническими терминами, заимствующий краски со всех палитр, звуки со всех клавиатур, стремящийся передать мысль в самых ее неуловимых оттенках, а формы в самых неуловимых очертаниях; он чутко внимает тончайшим откровениям невроза, признаниям стареющей и извращенной страсти, причудливым галлюцинациям навязчивой идеи, переходящей в безумие».

Традиционно формирование декаданса связывают с поражением Франции во франко-прусской войне 1870 г. и с разгромом Парижской Коммуны в 1871 г.  Декаданс явился выражением тех настроений, которые охватили французское общество как следствие национального унижения. Французский исследователь Пьер Ситти в книге «Против декаданса»  (1987) опровергает устоявшийся взгляд на генезис и природу декаданса. Он считает, что истоки декаданса необходимо искать не столько в общественной ситуации 70–80-х годов XIX века, сколько в  устойчивых ментальных структурах, характерных для западноевропейского сознания. Родившись на обломках Римской Империи, народы Западной Европы сохранили память о распавшемся Риме и стремление время от времени воспроизводить состояние распада в своей собственной истории и культуре. Поэтому для  П. Ситти декаданс не является термином, точно описывающим конкретное, ограниченное точными временными рамками историко-культурное явление. О декадансе можно говорить всякий раз, когда общество и культура особым образом позиционируют себя по отношению к прошлому и будущему: видят свое былое величие в прошлом, не верят в будущее, принадлежащее другим, «варварским» народам, обществам и культурам. Отсюда, по мнению П. Ситти, культ настоящего в декадансе.

В 1881 г. Поль Бурже издает «Теорию декаданса».  Бурже проводит аналогию между состоянием общества, отдельной личности и литературы. Подобно тому, как социальный организм состоит из отдельных общественных групп, слоев, классов, а человеческий — из органов и клеток, так книга состоит из страниц, фраз, слов. Если связи между элементами, составляющими целое, нарушаются, то наступает хаос и анархия. Имя анархии в обществе — «d?g?n?rescence» (вырождение), а в культуре и литературе  — «d?cadence» (упадок). «Этим словом, — писал Бурже, — означают состояние общества, порождающее слишком большое число индивидов, не способных к обыденному труду». Упадок Рима Бурже объясняет падением рождаемости, ослаблением патриотизма, утратой вкуса к жизни, что привело в сфере культуры к распространению утонченного скептицизма и дилетантизма, а в литературе к коррозии стиля. Анализируя причины декаданса, описывая мучительное состояние упадка, Бурже вместе с тем признает, что декадентские извращения стиля являются источником новых эстетических наслаждений для писателя и читателя.

В 1886 г.  Анатоль Бажю основал журнал «Декадент».  В июле 1887 г. Бажю издает брошюру «Декадентская школа» («L’Ecole d?cadente»), ставшую манифестом декаданса. В этой работе он писал: «Будущее — за декадизмом. Декаденты, порождение сверхпресыщенной шопенгауэровской цивилизации, не являются литературной школой. Их миссия — не основывать. Они призваны только разрушать, низвергать все устаревшее и помогать вызреванию зародышей великой национальной литературы XX века».

Тип декадента был представлен в романах «Наоборот» Ж.-К. Гюисманса (1884), «Бег к смерти» Э. Рода (1885), «Наслаждение» Г. Д’Аннунцио (1889), «Сикстина» Р. де Гурмона (1890), «Мертвый Брюгге» Ж. Роденбаха (1892). В Англии декадентские черты проявились в творчестве У. Пейтера, А.Ч. Суинбёрна, О. Уайльда.  В Германии  – в поэзии С. Георге. Главой австрийских декадентов стал Г. фон Гофмансталь. Сильное влияние западноевропейского декаданса испытали русские писатели Н. Минский, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Л. Н. Андреев, М. П. Арцыбашев, Ф. К. Сологуб и др.

Начало декадентского движения в Англии совпадает с выходом в свет книги Уолтера Пейтера «Ренессанс» (1873). Английский декаданс испытал сильное влияние французского символизма. Декаданс в Англии — реакция на викторианство с его утилитаризмом, рационализмом, респектабельностью, культом семейных добродетелей. У. Пейтер провозглашал тезис о независимости искусства от морали. Единственный долг художника – это забота о совершенной форме.

Артур Саймонз в своей книге «Декадентское движение в литературе» (1893) дал такую характеристику декаданса: «Теперь налицо напряженная рефлексия, беспокойные, судорожные поиски, тяга, не всегда здоровая, к утонченности, духовное и моральное падение».

В том же году было написано произведение, ставшее образцом литературного декаданса в Англии, — одноактная драма О. Уайльда  «Саломея» (1893). Обращаясь к библейскому мифу об иудейской царевне Саломее, потребовавшей за свой танец от царя Ирода голову пророка Иоканаана, Уайльд переосмысливает его в духе декадентской эстетики. В пьесе царит атмосфера тревоги, болезненной эротики, мистики. Основная проблема пьесы – проблема красоты. Ее символом становится многократно повторяющийся образ луны, которую каждый из персонажей пьесы видит и воспринимает по-своему.  Все персонажи, околдованные луной, способные на сильные, пусть подчас и противоестественные страсти, погибают. Красота губительна, любовь и смерть неразлучны — такова главная мысль пьесы.

Всем произведениям декадентского искусства свойственна установка на эпатаж читателей и зрителей. С этой целью писатели используют  парадокс,  символ, эротику, культ чувственных наслаждений, мистицизм. Писатели-декаденты ищут новых, необычных сочетаний слов, чтобы читатель мог «грезить целыми неделями о значении слова, одновременно точном и расплывчатом».

Характерная тематика и иконография декаданса — темы разложения и смерти, образы «роковых» женщин, символика растений, драгоценных камней, животных, образ андрогина, мотив сна, обращение к восточной и средневековой мистике, легендам и фантазиям.

Многие декаденты, сближаясь с эстетизмом, провозглашали культ красоты, самоценность искусства.  Талантливый немецкий поэт-символист Стефан Георге верил в особое предназначение «мастера», обладающего тайным знанием, которое он частично передает ученикам.  Лирические циклы С. Георге «Гимны» (1890), «Паломничества» (1891), написанная на материале истории позднего Рима поэма «Альгабал» (1892) создают образ мира, в котором торжествует хаос и разгул темных страстей. Природа для Георге — лишь «мостик» в мистическую, сверхчувственную, «высшую реальность».  В поэтических сборниках «Седьмое кольцо» (1907), «Звезда союза» (1914) Георге заявляет о мессианской роли «чистого искусства».

В течение длительного времени в отечественном литературоведении декаданс отождествляли с символизмом. Однако это явления разного порядка, хотя и тесно связанные друг с другом. Как писал французский исследователь Ги Мишо: «Декаданс и символизм – это не две школы, как обычно полагают, а две последовательные фазы одного движения, два этапа поэтической революции. То, что в определенный момент они противостоят друг другу, есть лишь факт малой истории… Но с более высокой точки зрения декаданс <…> предстает как лирическое начало, как излияние обеспокоенной чувствительности в состоянии кризиса; с другой стороны, символизм — это начало интеллектуальное, фаза размышления над этим лиризмом — с целью обретения единства, которого не смог достичь французский романтизм и который позволил бы определить поэзию в ее сущности и создать основы для нового творческого уклада <…> Переход от декаданса к символизму – это переход от пессимизма к оптимизму и, одновременно, открытие поэзии».

Понятие «декаданс» не тождественно тому или иному направлению в литературе и искусстве. Декадентские настроения, мотивы можно обнаружить в творчестве символистов П. Верлена, С. Малларме, М. Метерлинка, С. Георге, эстета О. Уайльда, неоромантика Г. фон Гофмансталя, реалиста Мопассана и т. д.

Лит.: Горький М. Поль Верлен и декаденты // Горький М. Собр. соч.: В 30 т.  М., 1953. Т. 23;  Розанов В. В. Декаденты // Розанов В. В.  Мысли о литературе. М., 1989;  Обломиевский Д. Д. Французский символизм. М., 1973; Richard N.  Le mouvement d?cadent. Dandys, esth?tes et quintessents. P., 1968; Pierrot J. The decadent imagination. 1880?1900. Chicago; L., 1981; Marqu?re-Pouey L.  Le mouvement d?cadent en France. P., 1986.

В. П. Трыков

Этапы литературного процесса: Рубеж XIX–XX веков. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Символизм; Другое. — Персоналии: Французские писатели, литераторы. — Историко-культурный контекст: История; Культура.