Дадаизм

Дадаизм (от франц. dada — деревянная лошадка, как ее называют маленькие дети, в переносном смысле — бессвязный детский лепет) — одно из ранних проявлений авангардизма (радикального модернизма) в европейском искусстве (литература, живопись, театр). Дадаизм возник в Швейцарии в 1916 г., в разгар первой мировой войны, и был своеобразным анархистским протестом: в иррационализме, нигилистическом антиэстетизме, эпатаже парадоксами, бессмысленными, случайными сочетаниями звуков, слов, предметов, линий можно усмотреть ироническое, пародийное отражение бессмысленности жизни, открывшейся в огне мировой войны.

Дадаисты впервые собрались 8 февраля 1916 г. в Цюрихе, в кабаре «Вольтер», открытом немецким писателем Г. Баллем. Здесь звучала музыка Шёнберга, читались стихи Аполлинера, Рембо, драма А. Жарри «Король Юбю». Основоположником литературы дадаизма стал Основоположником литературы дадаизма стал  румын по происхождению Тристан Тцара (или Тзара, псевдоним Сами Розенштока, 1896–1963). В наиболее известном его сборнике — «Двадцать пять стихотворений» (1918) есть стихотворение «Белый павлин, прокаженный пейзажем», в котором Тцара, бросая вызов читателю, наглядно демонстрирует переход от связной речи к бессвязной, ибо сознательно разрушает «язык как средство, цементировавшее общественный строй», стремится к «полному раздроблению языка»:

Здесь  читатель   начинает  кричать,

Начинает   кричать,   начинает   кричать;   в   крике

появляются   флейты,   расцвечивающиеся  кораллами.

Читатель  хочет  умереть, может  быть, танцевать,

а   начинает  кричать,

Он — замызганный   худосочный   идиот,   он   не   понимает

Моих  стихов  и  кричит.

Он   крив.

В  душе  его  зигзаги и много  ррррр

Нбаз,   баз,  глянь  на   подводную  тиару,   расстилающуюся

золотыми  водорослями.

Оозондрак  трак

Нфунда   нбабаба   пфунда   тата   нбабаба.

(Перевод Н. Балашова)

Сформировалось несколько центров дадаизма: в Цюрихе (Г. Балль, Т. Тцара, Г. Арп), в Берлине (Р. Гюльзенбек, Р. Хаусман, Е. Голышев, В. Меринг), в Ганновере (К. Швиттерс, К. Шпенгеман), в Кёльне (Г. Арп, М. Эрнст, Г. Гёрле, Х. Хёх). Дадаизм привлек внимание многих авангардистов, его поддержали Аполлинер, А. Бретон, Ф. Супо, Л. Арагон, П. Элюар, Б. Сандрар, художники П. Пикассо, А. Модильяни, В. Кандинский. После эпатирующих манифестаций в Париже в 1920–1921 гг. дадаизм довольно быстро сходит на нет, после конфликта Тцара и Бретона в мае 1922 г. официально заканчивает свое существование. Бретон, Супо, Арагон, Элюар становятся видными фигурами сюрреализма, в то время как немецкие дадаисты — экспрессионизма.

Лит.: Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кёльне: Тексты, иллюстрации, документы. М., 2002; The Dada Painters and Poets: An Antology. N. Y., 1950; Ades D. Dada and Surrealism Reviewed. L., 1978.

Вл. А. Луков

Этапы литературного процесса: Рубеж XIX–XX веков; ХХ век: первая половина века. — Теория истории литературы. — Направления, течения, школы: Модернизм; Литературные термины. — Историко-литературный контекст: Культура.