Чума (роман А. Камю)

Роман «Чума» («La peste», 1947) — самое крупное из прозаических произведений лауреата Нобелевской премии Альбера Камю (Albert Camus, 1913–1960). По выходе в свет роман был отмечен премией критики. Французский критик Г. Пикон писал: «В этом стройном произведении, столь безмятежном на вид, звучит много различных голосов. В нем уживаются одновременно абсурд и бунт, безразличие и страсть, холодность и вос-торженность, отвлеченность и чувственность, ощущение вечного и сиюминутного…»

Одним из основных источников романа является эссе Антуана Арто «Театр и чума», в котором автор выступает апологетом сюрреа­лизма и видит задачу театра в том, чтобы, раз­рушая внешнюю респектабельность обществен-ных установлений, высвободить инстинкты, обычно подавляемые правилами человеческого общежития.

Трактовка «чумы» в романе Камю приобретает более актуальное и конкретно-историческое зву­чание. Как отмечал писатель, «явное содержа­ние «Чумы» — борьба европейского Сопротивле­ния против фашизма». В романе присутствует и скрытый абстрактно-символический пласт, который позволяет толковать «Чуму» как роман-притчу о человеческом существовании вообще. В «Чуме» Камю развивает экзистенциалистские мо­тивы своих предшествующих произведений: аб­сурдность бытия, свобода человека, его выбор перед лицом смерти — и приходит к выводу, что «есть больше оснований восхищаться людьми, чем презирать их».

Пресса откликнулась на выход романа мно­гочисленными статьями и рецензиями (статьи Р. Кана,  Г. Пикона, К. Руа).

«Чума» — хроника чумного года в неболь­шом захолустном городке Оране на побережье Средиземного моря. Из «Чумы» уходит поэтиче­ская, лирическая интонация, которая временами прорывается в «Постороннем» (например, в пей­зажах). Повествовательная манера в «Чуме» сориентирована на достоверность документаль­ного свидетельства, на скрупулезность, точность протокольной записи. В центре романа — не судьба индивидуума, но «коллективная исто­рия», трагедия общества. Конфликт приобретает метафизический характер: это не столкновение отдельны» личностей, воль, характеров или об­щественных групп, но встреча человечества с безличной и грозной чумой, неким абсолютным злом.

В «Чуме» Квмю задает жанром и художествен­ной структурой романа некую многоуровневость его прочтения. «Чума» — это и рассказ о фаши­стском нашествии, данный в аллегорической форме, но одновременно это и миф об извечном человеческом уделе.

Центральная фигура романа врач Риё в «пограничной ситуации» осуществляет свой вы­бор: зло непобедимо, но Риё, подобно Сизифу, продолжает делать свое дело — лечить стражду­щих, нести им утешение и поддержку. Риё не ге­рой, но он верен самому себе, в экстремальных условиях он сохраняет человеческое достоинство и ответственность перед своей совестью.

Текст: La peste. P., 2012; в рус. пер. — Чума // Камю А. Избранное: Пер. с фр. / Предисл. С. Великовского. М.: Прогресс, 1969; Чума // Камю А. Сочинения / Сост., вступ. статья В. А. Лукова; комм. В. А. Лукова, В. П. Трыкова. М.: Прометей, 1989. (Библиотека преподавателя педвуза).

Лит.: Фокин С. Альбер Камю. Роман. Философия. Жизнь. СПб., 1999; Трыков В. П. Камю // Зарубежные писатели. Ч. 1. М., 2003; Barthes R. Degr?s z?ro de l’?criture. P., 1972; Crochet V. Les mythes dans l’oeuvre d’A. Camus. P., 1975; Lottmann H. Albert Camus. P., 1981.

А. Р. Ощепков

Этапы литературного процесса: ХХ век: первая половина века. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Модернизм. — Произведения и герои: Произведения.