Бранкузи Константин

Фотопортрет Константина Бранкузи работы Эдварда Стайхена, 1920. (ист.: Википедия).

Бранкузи (Brancusi) Константин (19.02.1876, село Хобица, обл. Олтения, Румыния, — 16.03.1957, Париж) — французский скульптор-сюрреалист и абстракционист румынского происхождения.

В 1904–1939 гг. он жил и работал в Париже, где его первоначально опекал композитор Э. Сати, затем, уже будучи признанным скульптором, уехал в США, конец жизни провел в Париже, где и похоронен на кладбище Монпарнас. Завещал свое Ателье и находящиеся в нем работы Французской Республике.

Среди его наиболее известных работ — «Поцелуй» (1908, камень); «Прометей» (1911, мрамор, бронза) серия «Птица в пространстве» (1912–1940, бронза, мрамор, гипс, 29 скульптур, все более абстрактных, становящихся символом полета; в 2005 г. одна из этих скульптур была продана на аукционе Кристиз в Нью-Йорке за 27 миллионов 400 тысяч долларов). Скандал возник вокруг его «Портрета княгини Бибеску» (1916), слишком похожего на мужской член, скульптор даже подвергался преследованиям за аморальность. В Румынии фамилию скульптора произносят как Брынкуши (с ударением на второй слог).

Лит.: Цигаль В. Константин Бранкуси // Творчество. 1968. № 8; Lewis D. Constantin Brancusi. L., 1957; Shanes E. Constantin Brancusi / Ed. by N. Grubb. N. Y.: Abbeville Press, 1989; Faerna J. M. Brancusi / Ed. by N. Butler. N. Y.: Harry N. Abrams, 1997.

Вл. А. Луков

Этапы литературного процесса: Рубеж XIX–XX веков; ХХ век: первая половина века. — Историко-культурный контекст: Культура.