Бергсон Анри

Анри Бергсон (Bergson, 18.10.1859, Париж, — 4.01.1941, Париж) — выдающийся французский философ. Он создал ту разновидность философского интуитивизма, которая получила название бергсонианство по имени основателя учения.

Еще в докторской диссертации «Опыт о непосредственных данных сознания» («Essai sur les données immédiates de la conscience», публ. 1889) противопоставил понятию физического времени (temps) понятие длительности (durée) как времени, связанном с психикой человека: «Чистая длительность есть форма, которую принимает последовательность наших состояний сознания, когда наше «я» просто живет, когда оно не устанавливает различия между наличными состояниями и теми, что им предшествовали» (Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания // Бергсон А. Собр. Соч.: В 4 т. М.: Московский клуб, 1992. Т. 1. С. 93). В последующих трудах, прежде всего в «Творческой эволюции» (1907) это представление о времени влечет за собой противопоставление двух субстанций: élan vital (жизненный порыв) и matière (материя). При этом материя — лишь шлак, образующийся при сгорании жизненного порыва, основной субстанции. Длительность — один из атрибутов жизненного порыва, тогда как время — один из атрибутов материи. Чтобы познать материальную субстанцию, требуется рациональность, воплощенная в науке. Но подлинную сущность мира, жизненный порыв нельзя понять рационально, для этого служит интуиция, то есть (по Бергсону) непосредственное познание, «интеллектуальная симпатия», посредством которой переносятся внутрь предмета, чтобы слиться с тем, что есть в нем единственного, а значит — невыразимого. Разум, оперируя понятиями, схватывает в предметах то, что в них есть общего. Интуиция схватывает индивидуальное в каждом предмете, что, по Бергсону, и является истинным знанием. Интуиция близка художественному чувству, поэтому искусство глубже науки познает истину. Но только искусство, освобожденное от рационалистического начала.

Значимые сочинения Бергсона — «Материя и память» («Matière et mémoire», 1896); «Смех» («Rire», 1900); «Введение в метафизику» («Introduction à la métaphysique», 1903; «Творческая эволюция» («L’Évolution créatrice», 1907); «Два источника морали и религии» («Deux Sources de la morale et de la religion», 1932).

Взгляды Бергсона отразились в литературе модернизма, прежде всего в творчестве М. Пруста и его последователей, оказали воздействие не только на литературу, но и на живопись (К. Моне), музыку (К. Дебюсси). Его концепции времени, сознания, памяти можно обнаружить в романе Пруста «В поисках утраченного времени», в произведениях В. Вулф, в «Волшебной горе» Т. Манна. Они вдохновляли П. Валери, А. Моруа, Ш. Пеги и других интеллектуалов. В качестве философской основы идеи Бергсона выбрали унанимисты во главе с Ж. Роменом.

Бергсон в 1927 г. был удостоен Нобелевской премии по литературе «в знак признания его ярких и жизнеутверждающих идей, а также за то исключительное мастерство, с которым эти идеи были воплощены», как указывалось в решении Нобелевского комитета.

Он также был избран академиком Французской академии (1914), был президента Международного комитета по интеллектуальному сотрудничеству Лиги Наций (1922). В разные годы он преподавал в самых престижных высших учебных заведениях Парижа. Умер от того, что простудился, стоя в многочасовой очереди по регистрации евреев, которую проводили фашисты в оккупированном Париже с целью вывоза евреев в концлагеря, похоронен в Гарше (под Парижем). Франция отметила память о нем в парижском Пантеоне, где ему посвящена большая настенная надпись золотыми буквами.

Соч.: Oeuvres complètes: T. 1: Œuvres [établi par Bergson lui-même]. P., 1959, 1984; T. 2: Mélanges. P., 1972; T. 3: Cours. P., 1992; T. 4: Correspondances. P., 2002; в рус. пер. — Собрание сочинений: Т. 1–5. СПб., 1913–1914; Собрание сочинений: Т. 1. М., 1992; Смех. М., 1992; Два источника морали и религии. М., 1994; Творческая эволюция. М., 2006.

Лит.: Лосский Н. О. Интуитивная философия Бергсона. Пг., 1922; Блауберг И. И. Анри Бергсон. М., 2003; Deleuze G. Le Bergsonisme. P., 1963; Lefeuvre M. La réhabilitation du temps: Bergson et les sciences d’aujourd’hui. P., 2005; Azouvi F. La gloire de Bergson. P., 2007; Giribone J.-L. Le rire étrange: Bergson avec Sigmund Freud. P., 2008; Waterlot G. Bergson et la religion: Nouvelles perspectives sur Les Deux Sources de la morale et de la religion. P., 2008; Riquier C. Archéologie de Bergson. P., 2009.

Вл. А. Луков

Этапы литературного процесса: Рубеж XIX–XX веков; ХХ век: первая половина. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Модернизм. — Персоналии: Исследователи литературы, культуры; Французские писатели, литераторы. — Историко-культурный контекст: Культура.