Аполлинер: ранее творчество (поэзия и проза)

Гийом Аполлинер (Apollinaire, наст. имя Вильгельм Аполлинарий Костровицкий — Kostrowicky, 26.08.1880, Рим, — 9.11.1918, Париж) — один из центральных поэтов современной французской литературы. «Знавшие его прослывут редкостными счастливцами», — писал об Аполлинере А. Бретон. Л. Арагон называл Аполлинера «чародеем». О нем см. статью: Аполлинер Гийом.

Поселившись в Париже в 1899 г., Аполлинер становится завсегдатаем парижских поэтических кафе, в которых пользовался известностью и успехом. Здесь Аполлинер знакомится с известными французскими поэтами П. Фором, А. Сальмоном, М. Жакобом.

В 1901 г. Аполлинер едет в Германию в качестве воспитателя дочери богатой немки, виконтессы де Мильхау, где прожил больше года. Отсюда совершает путешествия в Чехию, Бельгию и Голландию. Пребыванием в Германии навеяны мотивы первого поэтического сборника Аполлинера «Ветер Рейна», не появившегося в печати. Аполлинер влюбляется в молодую англичанку Анну Плейден, которая служила гувернанткой в доме г-жи Мильхау. Любовь осталась безответной. Анна была несколько напугана пылом молодого поэта.  В 1904 г. Аполлинер едет в Лондон, чтобы добиться руки Анны, но получает отказ. Вскоре Анна уезжает в США, даже не оставив нового адреса.

Чувство к Анне Плейден нашло отражение в одном из лучших стихотворений  Аполлинера «Песни злосчастного в любви» («Chanson du Mal Aimé», 1909). Многие стихотворения сборника «Алкоголи» будут также навеяны отношениями с Анной Плейден. Так, например, в названии стихотворения «Переселенец с Лендор-Роуда» упоминается улица Landor Road, на которой в Лондоне жила Анна Плейден.

В 1905 г. Аполлинер знакомится с П. Пикассо. Сбли­жается с представителями авангарда во фран­цузской живописи: А. Матиссом, Л. Браком, Ф. Леже. Заинтересован кубизмом, объявляет импрессионизм устаревшим.

В 1903-1907 гг. Аполлинер сотрудничает в различных символистских изданиях, где печатает стихи, которые впоследствии составят сборник «Алкоголи», заметки о книгах, отзывы о писателях и художниках, переводы из Боккаччо, рассказы и новеллы.  Сотрудничал он в «Рёвю бланш», «Ля Плюм», «Меркюр де Франс». С 1910 г. вел отдел художественной критики в «Энтранзижан». С 1913 г. Аполлинер  редактировал первый журнал, полностью специализировавшийся на авангардистском искусстве «Суаре де Пари».

В 1908 г. Пикассо познакомил Аполлинера со скромной служащей, будущей художницей Мари Лорансен, которую Аполлинер горячо полюбил. Однако отношения между любящими складывались весьма непростые, и в конце концов Мари Лорансен оставила Аполлинера и вышла замуж. Отголоски этой любовной драмы слышны во многих произведениях Аполлинера, в том числе в его первой опубликованной книге «Гниющий чародей» («L’Enchanteur pourrissant», 1909). Аполлинер высоко ценил эту свою книгу, видя в ней прообраз новой эстетики. Между тем французский литературовед Паскаль Пиа считает, что эта книга Аполлинера не столько выразила эстетические установки писателя, сколько отразила круг его чтения.  Действительно, Аполлинер признавался, что в детстве зачитывался рассказами о феях и рыцарскими романами. В «Гниющем чародее» Аполлинер отталкивается от средневековой легенды о волшебнике Мерлине, который был заживо погребен коварной озерной девой Вивианой. Так в творчестве Аполлинера начинается тема «злосчастного в любви»,  тема непреодолимой пропасти между мужчиной и женщиной. В образе Мерлина воплощена трагическая судьба поэта.

В 1909 г. Аполлинер работает над антологией произведений маркиза де Сада, в то время почти совершенно забытого.

В сборнике новелл «Ересиарх и Компания» («Hérésiarque et Сie», 1910), написанном под вли­янием М. Швоба, преобладает ирония. Так, например, в открывающей сборник новелле «Пражский прохожий» Аполлинер иронически переосмысливает библейскую легенду об Агасфере.  Христианский миф служит здесь для разоблачения буржуазного благомыслия, серьезности и тяжеловесности, проистекающих из принятия человеком условных норм поведения или установившихся мнений.  Буржуазному существованию противопоставлен иной тип жизни — близкий к богемному (вспомним, что Аполлинер был вхож в парижскую богему, в мир художников и артистов Монмартра). В образе Агасфера воплощено особое отношение к жизни, ощущение необыкновенной легкости бытия. Агасфер живет без печали и страхов, любит без мучительной привязанности и рабства, в то время как рассказчик страшится безумия и смерти.

Уже со следующего года начнут появляться главные сборники Аполлинера-поэта — «Бестиарий» (1911), «Алкоголи» (конец 1912 г.).

Аполлинер стоит у истоков французской поэзии XX века. Откликаясь на социальные катаклизмы XX сто­летия и психологические перемены, ими вы­званные, он стремится к решительному обновле­нию поэтического языка и художественного об­раза. Новаторство Аполлинера основано на усвоении мно­говековой европейской поэтической традиции. В его поэзии слышны отголоски французского фольклора, средневековой лирики трубадуров, баллад Ф. Вийона, стихотворений немецких и французских романтиков, урбанистические мо­тивы Ш. Бодлера и меланхолические нотки П. Верлена.

Творчество Аполлинера-лирика и эпического поэта относится к постсимволистскому этапу в разви­тии французской поэзии XX века. Поэтические по­зиции Аполлинера открывают новые возможности лириче­ского самовыражения, утверждают в поэзии эпическую масштабность художественного виде­ния, сложную и неожиданную метафоричность, ассоциативность поэтического мышления, раскованность языка поэзии (свободный стих, редук­ция пунктуации и т. д.). В творчестве Аполлинера прояви­лась установка на создание поэзии, открытой всему многообразию действительности, языковой многоголосице, отражающей это многообразие, напряженность ритмов. Аполлинер ввел в литературный обиход термин «сюрреализм», ставший впослед­ствии названием течения в литературе и искус­стве. В аполлинеровской трактовке это слово становится синонимом «нового реализма», про­тивопоставляемого как символистской отвлечен­ности, так и натуралистическому описательному правдоподобию.

Аполлинеровские традиции нашли свое про­должение в поэзии Л. Арагона, П. Элюара, Сен-Жон Перса, Э. Гийевика, Р. Г. Каду, поэтов-да­даистов и сюрреалистов.

Соч.: Œuvres poétique. P., 1956 (Bibl. de la Pléiade); Méditations esthétiques. Les peintres cubists. P., 1965; Lettres à Lou. P., 1969; Œuvres en prose. P., 1977 (Bibl. de la Pléiade); в рус. пер. — Стихи. М., 1967; Эстетическая хирургия. Лирика. Проза. Театр. СПб., 1999;  Мост Мирабо. СПб., 2000.

Лит.: Балашова Т. В. Французская поэзия ХХ века. М., 1982; С. 23–37; Кокто Ж. Аполлинер // Кокто Ж. Петух и Арлекин. СПб., 2000. С. 700–709; Хартвиг Ю. Аполлинер. М., 1971; Pia P. Apollinaire par lui-même. P., 1954; Adéma  M. Guillaume Apollinaire. P., 1968; Tournade G. Les critiques de notre temps et Apollinaire. P., 1971; Burgos J., Debon C., Décaudin M.  Apollinaire,  en somme. P., 1998.

В. П. Трыков

Этапы литературного процесса: Рубеж XIX–XX веков; XX век: первая половина века. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Модернизм. — Произведения и герои: Произведения. — Персоналии: Французские писатели, литераторы; Персональные модели современности.

 

jemix stp-400 инструкция