Альбом старых стихов (сборник П. Валери)

В сборнике «Альбом старых стихов» (1920) французского поэта Поля Валери (1871–1945) были собраны стихотворения, написанные  в 90-х годах XIX века. В некоторых сонетах, включенных в сборник, обнаруживается влияние парнасской школы. Оно проявляется в отточенности формы, в пластической выразительности образа («Орфей», «Рождение Венеры», «Феерия», «Купальщица», «Кесарь» и др.). Неоклассицистские тенденции проявились в изощренном интеллектуализме Валери, в его стремлении к точности, в функционировании мифологических образов и мотивов как материала и культурного кода для рефлексии над современными социальными, культурными и эстетическими проблемами.

Вместе с тем Валери выступает продолжателем символистской традиции. Образы ущербной луны, тающих теней, томных дев на берегах уснувших вод, мифологических и легендарных персонажей  отсылают к традиции позднего символизма.

Валери часто воссоздает в стихотворениях сборника ситуацию пробуждения, перехода от бессознательного состояния к сознанию, от небытия к бытию («Пряха», «Рождение Венеры», «Отчетливый огонь»). Как описание творческого акта может быть прочитано стихотворение «Орфей». Обращаясь к античному мифу, наиболее известная часть которого повествует о нисхождении мифологического певца и музыканта Орфея в царство мертвых за умершей супругой Эвридикой, Валери акцентрирует другой мотив − всевластие поэтического таланта. Своим пением Орфей приводит в движение горы:

<…> Запел Орфей, и гром катящихся камней

Испугом поразил всевластное светило,

Сметая жалобы ослепшие теней:

«Ты стены капища огнем раззолотило!

 

Силой своего таланта Орфей из хаоса созидает гармонию, символом которой становится воздвигшийся храм:

Граниты движутся, колеблются, дрожат,

И каждый тяжестью неслыханной прижат,

Взывает к небесам, где бог играет юный.

 

Встает полунагой, зарей омытый храм:

Он строит сам себя, он пропоет горам

Одушевленный гим на лире златострунной.

 

В образе Орфея заметны черты другого мифологического персонажа Амфиона, игрой на лире возводящего городские стены в Фивах. Амфион  станет главным героем драмы Валери «Амфион» (пост. 1931).

В поэтической иконографии Валери темному и смутному − тьме бездны, смутным теням, туманному берегу, сумеркам, тускнеющей зыби − противопоставлены светлое и ясное (солнечный свет, «столп огней», «искристый дождь»), а зыбкому (рябь озера, «дрожащая листва садов», «зыбкая пустыня» воды) − твердое (алмазы, граниты, сталь, золото).

Особое место в поэтическом сознании Валери занимает образ воды. Из водной «материнской бездны» рождается Венера («Рождение Венеры»), на берег реки приходит девушка-молчальница «мечтать о небывалом» («Та же феерия»), над вечерним ручьем склоняется Нарцисс («Нарцисс говорит»), гребец плывет на лодке по реке («Гребец»).

Вода у Валери − стихия холода, покоя, сна и небытия, символизирующая состояние предсознания. Она − «пустыня зыбкая», «роковая гладь», «ночная гробница», «ледяная щемящая нагота». Водная гладь почти всегда расстилается под куполом неба, под «жемчужным небосклоном», рассыпающим серебро лунных лучей или рассекающим алмазным острием солнечного света ночной сумрак. Холод и покой водной стихии в конечном счете озаряется и рассекается ясным светом дня. Острый и светлый разум преодолевает и упорядочивает хаос бытия.

Другой постоянный мотив поэзии Валери − сон («Спящая красавица», «Анна», «Спящая»). Сон − состояние полного слияния с бытием, необходимое условие проникновения в его сущность.

Тексты: Избранное. М., 1936; Избранные стихотворения. М., 1992; Юная Парка: Стихи, поэма, проза. М., 1994;  Рождение Венеры. СПБ., 2000 (Азбука-классика).

Лит.: Голенищев-Кутузов И. Н. Поль Валери // История французской литературы: В 4 т. М., 1963. Т. IV. С. 120–137;  Моруа А. Поль Валери // Литературные портреты. М., 1970; Oster D. Monsieur Valéry. P., 1981; Jarrety M. Valéry devant la littérature. Mesure de la limite. P., 1991.

В. П. Трыков

Этапы литературного процесса: Рубеж XIX–XX веков; ХХ век: первая половина века. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Символизм; Модернизм; Другое. — Произведения и герои: Произведения.